Девушка с адресом

О путевке в большую жизнь, работе и мечтах особенной Насти, которая чудом избежала жизни в психоневрологическом интернате.
В 13-летнем возрасте Настя могла попасть в психоневрологический интернат, а попала в многодетную семью. Да не в простую семью, а к Жанне и Борису Королевым. Их благотворительный фонд «Создатель» поддерживает многодетные семьи, в которых растут дети с тяжелыми, в том числе ментальными заболеваниями. Кем может вырасти «сложный» ребенок, если его окружить поддержкой и вниманием, они демонстрируют на примере собственной приемной дочки.
У курьера нет карьеры?
Третий месяц Настя работает курьером в фонде «Создатель». Спрашиваю, кем она видит себя лет эдак через десять.
«Так же, как и теперь – курьером», – отвечает не сразу, удивленно переводя взгляд на маму. А чем плохо? Особенно, если трудиться не у чужих людей, а под крылом своей семьи.
Жанна добавляет, что дочь недавно окончила компьютерные курсы и, возможно, перечень ее полномочий в фонде будет расширен. Ну и зарплата, соответственно, тоже. Она уже сейчас не просто развозит документацию, но и напоминает сотрудникам о сроках сдачи отчетов, держит руку на пульсе.
Настя как солнышко. Выжженные до рыжины («Пытались с сестрой перекрасить меня в блондинку») волосы и улыбка, которая почти никогда не сходит с ее лица, делают Настю похожей на героиню доброго советского фильма. На вид ей лет 16, на самом деле – 23.
Мама Жанна рядом, смотрит вместе с Настей на меня с экрана телефона. Тоже улыбается. Она предупредила перед звонком, что разговора тет-а-тет не получится, дочка скорее всего засмущается и будет молчать. Как молчала десять лет назад, когда ее вместе с двумя младшими братьями и сестрой впервые показали будущим родителям (в городе закрывался детский дом, воспитанников экстренно пристраивали в семьи).
Королевых предупреждали: будет непросто, у девочек ментальные особенности, а Настя еще и агрессивная. Два месяца Жанна с Борисом не спали ночами, оберегая от нее других детей. А потом все прошло – злость, неконтролируемая потребность причинить боль другому, чтоб притупить свою. Возможно, Настя успокоилась, потому что наконец-то стала пить таблетки, которые ей вопреки назначению врачей не давали в детдоме. А может быть, на подсознательном уровне поняла: ее приняли и уберегли от печальной участи.
В опеке предупреждали: «Если передумаете – все поймем». Но как вернуть, если понимаешь: ПНИ – дорога в один конец! А теперь перед Настей – сразу несколько дорог. У Королевых она выровнялась, социализировалась, получила сразу две профессии (помощник повара и маляр-штукатур) и выходит каждое утро на работу: разносит корреспонденцию благотворительного фонда адресатам.
Встает в шесть, дает таблетки братьям и сестрам, проверяет, все ли они готовы к школе; следит, чтоб позавтракали; провожает. Затем берет свой любимый белый пакет – и в путь.
Путешествие белого пакета
Час на автобусе (можно послушать Егора Крида или Алексея Воробьева), еще час на электричке, дальше на такси – самый сложный Настин маршрут из родного Клина в Тверь, куда она везла бухгалтерскую документацию фонда.
–Ты волновалась в первый рабочий день?
– Да.
– А если бы что-то пошло не так?
– Позвонила бы маме.
– У тебя есть секрет, как не сбиться с маршрута и найти того самого человека, кому надо отдать посылку?
– Я пишу сама себе в вотсап сообщение с фамилией, адресом и телефоном получателя.
Настя не пользуется навигатором, потому что однажды ввела ошибочный адрес, и программа увела ее в другую часть города. Зато она просит помощи у прохожих, обычно у женщин. Но говорит, может обратиться и к мужчине, если, например, не хватает сил открыть бутылку воды.
А когда-то (Настя тогда только-только поступила в колледж) папа украдкой, чтоб она не заметила, следил, как дочь возвращается после занятий домой. Настя однажды запуталась и пошла в другую сторону: остановилась, подумала, развернулась и поспешила обратно.
«Борис уже думал, что придется выходить из засады, но, увидев, что Настя все делает правильно, не выдал себя», – смеется Жанна.
Она с Настей – как с ребенком. Но Настя и есть прекрасный добрый большой ребенок, который может быть как взрослый. Просто надо немного поверить в нее, поддержать, украдкой следить издалека, чтоб не помешать опериться.
Маме – с кокосом, папе – «Москвичку»
«Мои друзья все тоже работают. Наташа в детском садике помощником повара. Даша – уборщицей на фабрике елочных игрушек. Деньгами помогают семьям».
Настя ни на секунду не сомневается, что работать – это правильно. А иметь руки-ноги и сознательно не работать – ну это хуже инвалидности, ей Богу.
За спинами мамы и дочки – семейное древо, подарок детей Жанне на день рождения. Ствол, веточки, кругляши с фото вместо плодов. Я насчитала 11 человек, но это было давно. Сейчас в семье 17 детей.
– А на что ты тратишь свою зарплату?
– Таблетки покупала для братьев и сестер. Еще конфеты.
Мама любит с кокосом, папа – «Москвичку», сестра Катя – с орешками… Настя помнит, что любит каждый член ее семьи. Жанна говорит, у нее феноменальная память на даты, события, а вот топографическая – не очень. Свое детство она, к сожалению, тоже хорошо помнит. Забирает в нынешнюю жизнь из него только важное.
Несколько лет назад попросила Жанну найти ее родных сестер Надю и Катю и брата Колю, которые не попали к Королевым, а были распределены по другим семьям. Нашли, общаются.
С очередной зарплаты Настя подарила Коленьке на день рождения машинку.
«А про себя ты почему забываешь? Чего бы ты хотела?», – спрашиваю удивленно. И Настя рассказывает, что себе купила книгу «Спирит» (понравился мультик), любит торт «Красный бархат» и «Тирамису» (в феврале у нее день рождения, купит), много раз пересматривала сериал «Не родись красивой» и мечтает однажды поехать в Турцию.
Но это когда-нибудь потом, когда-нибудь будет достаточно денег.
– А если бы эти деньги у тебя были уже сейчас? Допустим, миллион! На что бы ты их потратила?
– Я помогла бы родителям построить поселок.
На трех с половиной гектарах земли Жанна и Борис строят целый город для многодетных семей, в которых растут дети в ОВЗ. У Насти нет миллиона, поэтому она красит теплицы в этом городе солнца, где будущее есть у каждого ребенка.
Мы тоже можем помочь его построить!